Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью работы образовательных организаций является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В соответствии со ст. 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ», родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение понимается разными авторами как, комплексная форма психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно. Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битянова, Е. И. Казакова,
А. Ю. Коджаспиров, Е. А. Стребелева, Л. М. Шипицына и др.
Данные статистического анализа говорят о ежегодном увеличении числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Известно, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья за последние тридцать лет увеличилось в 13 раз. Данное увеличение связанно, прежде всего, с современными условиями: экологическими, социальными и психологическими. В практической деятельности возникает необходимость организации психолого-педагогического сопровождения с учетом взаимодействия смежных специалистов: психологов, педагогов, дефектологов, логопедов. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет повысить качество жизни ребенка с нарушением здоровья, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
Исходя актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ».
Цель исследования: теоретически обосновать особенности психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ в научной литературе.
2. Выявить особенности психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ в научной литературе.
3. Охарактеризовать модель психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Разработать рекомендации по созданию условий для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были реализованы методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение).
Структура исследования: курсовая работа включает введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, список литературы из 18 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ
1.1. Понятие психолого-педагогическое сопровождение семей воспитывающих детей с ОВЗ в научной литературе
С целью получения полного представления о понятии «психолого-педагогическое сопровождение», рассмотрим его более детально.
В толковом словаре С. И. Ожегова слово «сопровождать» трактуется как следование вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [12]. Получатся, что это понятие подразумевает стремление поддержать, указать путь или дать средства для его преодоления, иначе говоря «сопровождать» - это значит раскрыть ресурсы, а не «сделать за…».
В научных исследованиях термин «сопровождение» впервые появляется в работе
Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой в сочетании с понятием «развитие» - «сопровождение развития». В дальнейшем проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрывается в научных трудах
Э. М. Александровской, М. Р. Битяновой, Е. И. Казаковой, А. Ю. Коджаспировой,
Е. А. Стребелевой, Л. М. Шипицыной и т.д.
Как технологию, предназначенную для оказания помощи ребенку на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или в их предупреждении, понимает психолого-педагогическое сопровождение Э. М. Александровская [цит. по 15]. Автор сближает понимание «сопровождение» и понятие «поддержка».
В свою очередь в научных исследованиях М. Р. Битяновой отмечается, что сопровождение, прежде всего, представляет собой определенную идеологию работы, которая позволяет соединить цели психологической и педагогической практики, тем самым фокусироваться на главном – на личности ребенка. В этой связи термин «психолого-педагогическое сопровождение» она трактует как целостную системно организованную деятельность, в результате которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка [1]
Как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного пути рассматривает понятие «сопровождение» Л. М. Шипицына. При этом она отмечает, что под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающая психолого-педагогическая система [18]. Из этого следует, что сопровождение представляет собой комплексный метод, основой которого является единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Следовательно, процесс сопровождения можно рассматривать как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медицинского работника и обучающегося, в результате которого осуществляется помощь личности в решении возникающих у нее проблем.
С точки зрения Л. М. Шипицыной, реализация сопровождения происходит независимыми центрами и службами в следующих направлениях:
реализация определенных программ образования;
проектирование новых типов образовательных учреждений;
создание профилактико-коррекционных программ [18].
В исследованиях Е. И. Казаковой отмечается, что концепция сопровождения представляет собой новую образовательную технологию. В этой связи, автор выделяет следующие источники создания данной системы:
опыт комплексной помощи и поддержки семей в системе специального образования;
опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих разноплановую психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей, например, консультативные службы, коррекционные центры, кризисные службы и т.д.;
разработка координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных организаций;
опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов [6].
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение представляет собой сложный процесс взаимодействия между семей и специалистами образовательных организаций, результатом, которого является действие, направленное на прогресс в развитии ребенка и повышение компетентности родителей. Анализ подходов к понятию «психолого-педагогическое сопровождение» показал, что на сегодняшний день нет единого подхода к определению его сущности.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи представляет собой систему целенаправленных мер психолого-педагогического характера, направленных на повышение личностных ресурсов семьи и тем самым обеспечивающее повышение условий для улучшения развития и социализации ребенка.
Прежде чем раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей с ОВЗ, изучим понятие «семья».
Семья представляет собой первый социальный институт, где ребенок получает первые знания, умения и навыки. Основной функцией семьи является воспитание. Родителям необходимо заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка с раннего возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
2. Бородина, В. А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Бородина. – Челябинск : Изд-во ЮУрГППУ, 2017. – 249 с.
3. Герасименко, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложной структурой дефекта / Ю. А. Герасименко // Актуальные проблемы психологии личности : сборник научных трудов кафедры психологии образования Института психологии . - 2013. — № 11. — С. 50-53.
4. Зальцман, Л. М. Работа с родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта / Л. М. Зальцман // Дефектология. – 2006. - № 2. – С. 31-35.
5. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина – Москва: Академия, 2004. – 248с.
6. Казакова, Е. И. Процесс психолого-педагогического сопровождения / Е. И. Казаковаю // На путях к новой школе. – 2009. - № 1. – С. 36-46.
7. Косарева, А. А. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. А. Косарева, Е. С. Фоминых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т.35. – С. 79-84.
8. Лубовский, В.И. Специальная психология : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И.Лубовскогою – М.: Издательский центр «Академия». 2005. – 464 с.
9. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
10. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 403 с.
11. Насибуллина, А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования / А. Д. Насибуллина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2014. – № 26. – С. 11-15.
12. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.
13. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 349 с.
14. Редькина, Е. В. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Редькина // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. – 2013. - № 43. – С. 74-78.
15. Степанова, Н.А., Лещенко С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии / Н. А. Степанова, С. Г. Лещенко // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - № 5. – С. 254.
16. Стребелева, Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания : методическое пособие / Е. А. Стребелева. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 128 с.
17. Ткачева, В. В. Технологии помощи семьям детей с отклонениями в развитии : учебное пособие / В. В. Ткачева. – М.: АСТ-Астрель, 2007. – 318 с.
18. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицина, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова и др. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.